Создание городской среды

Меню раздела

Применение терминального камня для мощения территорий с высокими нагрузками на дорожное основание

Терминальный камень - мелкоразмерные бетонные камни, используемые для мощения территорий морских портов и доков, контейнерных терминалов, зон стоянок грузового транспорта. Для мощения территорий с особо тяжелыми нагрузками на дорожное покрытие используются камни толщиной не менее 100 мм, форм-фактором с замковым соединением для лучшего распределения на основание дорожной одежды горизонтальных нагрузок от движения автотранспорта.

Терминальный камень производится  методом полусухого вибропрессования, при этом имеет существенные отличительные особенности от рядового дорожного бетона, призванные обеспечить жесткие требования по качеству и долговечности:

  • Однослойное вибропрессование
  • Класс бетона: В40 
  • Класс по прочности при изгибе: Bbtb 4,4 МПа 
  • Водопоглощение: не более 5% 
  • Морозостойкость: F300 
  • Истираемость: G1 
  • Проектный срок службы - до 25 лет

До недавнего времени для использования дорожных покрытий из камней мощения на территориях морских портов и контейнерных терминалах не имелось нормативной базы. Это вызывало сложности при согласовании проектов. Основными документами для проработки проектов были пособие «Мощение территорий с особо высокими нагрузками на дорожное покрытие. Порты. Контейнерные терминалы. Складские площадки. Аэродромы», разработанное Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий (АПВИ.РФ) и отраслевые дорожные нормы.  В 2016 году и позже появились нормативные документы, в которых предусматривается применение камней мощения для таких территорий:

  • СП 350.1326000.2018. Свод правил. Нормы технологического проектирования морских портов. (взамен РД 31.3.05-97. Ведомственные строительные нормы. Нормы технологического проектирования морских портов);
  • СП 316.1325800.2017. Свод правил. Терминалы контейнерные. Правила проектирования;
  • СП 262.1325800.2016. Свод правил. Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства.

Таким образом, применение мелкоштучных бетонных элементов в качестве элементов верхнего слоя покрытий стало допустимо.


Таблица 1: Виды покрытий контейнерных площадок в зависимости от их назначения по СП СП 262.1325800.2016

 

Назначение площадок  Вид покрытия
Площадки и проезды с использованием портальных кранов на пневмоколесном ходу и погрузчиков повышенной грузоподъемности Блочные, монолитные бетонные, армобетонные и железобетонные
Открытые складские площадки для:

 

  • крупнотоннажных контейнеров и других тяжеловесных грузов;
  • металла и оборудования;
  • навалочных грузов, насыпных строительных материалов открытого хранения и минеральных удобрений;
  • генеральных грузов;
  • лесных грузов

 

Блочные, монолитные бетонные, армобетонные и железобетонные
Внутриплощадочные дороги и подъезды для автомобильного и перегрузочного транспорта Монолитные бетонные, армобетонные, cборные железобетонные, асфальтобетонные

 

Таблица 2: Технико-экономические показатели дорожных покрытий для портов и логистических терминалов согласно СП 316.1325800.2017

 

Вид покрытия   Проектный срок службы, лет
 
Трудоемкость и материалоемкость капремонта в % от начальной стоимости  
Общий До капитального ремонта
Блочные, из искусственных камней мощения 25 10 20
Монолитные железобетонные 15 10 75
Сборные железобетонные 20 10 50

Асфальтобетонные

- на цементно-бетонном основании

- на щебеночном основании

15


7

10


5

50


75

Ошибки при проектировании, монтаже и эксплуатации покрытий из терминального камня

 

1. Конструктив

Территория грузового склада морского терминала. Несущая способность конструкции по покрытию составляла 20 т/м² (статическая нагрузка от складируемого материала – металлических слябов и катушек листовой стали). Основная динамическая нагрузка прилагалась вилочным погрузчиком грузоподъёмностью 28 тонн, имеющим эксплуатационную массу 37,7 т.  Суммарный объем мощения составил чуть менее 20000 м2. 

Рис. 1. Применение объемной георешетки при монтаже камней мощения затрудняет уплотнение несущего слоя:
объемная георешетка.png

В процессе мониторинга дорожного покрытия техническими специалистами завода-производителя и подрядной организации, производившей устройство конструктивных слоев площадки,  спустя год были зафиксированы локальные просадки до 50 мм и разрушения камней мощения. Установлено, что применение объемной георешетки затрудняет уплотнение несущего слоя и способствует образованию дополнительных динамических деформаций (эффект “матраса”), приводящих к разрушению плиточного покрытия.

2. Отсутствие просыпки швов

Отсутствие просыпки межплиточных швов терминального камня  после укладки и осадки, вследствие чего при эксплуатации происходиn дестабилизация изделий, их горизонтальное смещение и сколы отдельных граней, а также снижение несущей способности покрытия.

Рис. 2. Отсутствие просыпки швов приводит к сколам отдельных граней камней мощения:
скалывание изделий_без просыпки.jpg

3. Отклонения геометрических параметров камней мощения.

Отклонения геометрических параметров камней мощения (юбка, бочка, слоновая нога) от требований ГОСТ 17608-2017, возникающие при производстве, приводят к проблемам  в мощении. Особенно важно соблюдать эти требования необходимо в случае  механизированной укладки. Изделия с большими отклонениями по геометрии препятствуют плотному контакту со смежными элементами, не удерживаются захватом машины и выпадают из ряда.

Рис. 3. Отклонения геометрических параметров камней приводят к проблемам в мощении при механизированной укладке
автоматизированная укладка.jpg

В общем плане следует отметить, что несмотря на имеющийся положительный опыт применения мелкоштучных элементов мощения на промышленных территориях, необходимо тщательно подходить к вопросу проектирования конструкций нежестких дорожных одежд,  учитывая технические особенности материалов  покрытия, и соблюдать правила устройства основания при выполнении работ по мощению.


Автор:
Любомирова Елена
Заместитель директора по развитию СЗФО ООО“ВЫБОР-СПб”
E-mail: Lyubomirova.EE@vibors.ru

В рамках подготовки публикации для журнала «ПортНьюс» 4 (40) / 2021.