СП 508.1325800.2022 Свод правил. «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации»
Скачать документ в .pdf Скачать документ в .pdfСодержание
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С В О Д П Р А В И Л
СП 508.1325800.2022
МОЩЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕТОННЫХ ВИБРОПРЕССОВАННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Правила проектирования, строительства и эксплуатации
Издание официальное Москва 2022
Область применения |
Длина (наибольший размер) плиты |
Толщина плиты, мм |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно- тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий |
До 400 мм |
≥ 40–50 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 60 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 80 |
|
> 800 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 80 |
|
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно- тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта с полной массой до 3,5 т (или 0,875 т/колесо) |
До 400 мм |
≥ 80 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 80 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 100 |
|
> 800 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 100 |
|
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно- тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта с полной массой до 9 т (или 2, 25 т/колесо) |
До 400 мм |
≥ 100 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥120 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 120 мм |
|
> 800 мм до ≤ 900 мм |
≥ 120 мм |
|
> 900 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 140 мм |
|
Проезжая часть улиц и дорог местного значения в зонах жилой застройки для движения автотранспорта с |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 140 мм |
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 160 мм |
полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) |
|
|
Проезжая часть улиц и дорог местного значения в зонах общественно-деловой застройки для движения автотранспорта с полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 160 мм |
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 180 мм |
|
Проезжая часть улиц и дорог местного значения в зонах общественно-деловой застройки для движения автобусов и автомобилей с полной массой до 18 тонн (или 4,5 т/колесо) (до 65 автобусов в день) |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 180 мм |
Т а б л и ц а 2 – Требования к закреплению бортовых камней
Применение покрытия |
Толщина |
Ширина бетонной |
из камней/плит мощения |
основания бетонной |
обоймы с каждой |
|
обоймы, cм |
стороны бортового |
|
|
камня, cм |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно-тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно-рекреационных территорий |
≥ 8 |
≥ 8 |
Проезжие части улиц и дорог местного значения, проезды, площадки парковок и cтоянок автомобилей, временные и объездные дороги |
≥ 10 |
≥ 10 |
Площадки и проезды, открытые складские площадки, внутриплощадочные дороги морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов |
≥ 15 |
≥ 15 |
Перроны аэродромов, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения и площадки хранения спецавтотехники |
≥ 15 |
≥ 15 |
Вокруг колодцев должно выполняться обрамление из камней (бетонных, натуральных), по возможности, в форме трапеции и квадратов. Подгонка (подрезка) рисунка мощения проводится за пределами обрамления.
Т а б л и ц а 3 – Толщина конструктивных слоев
Материалы конструктивных слоев дорожной одежды |
Толщина слоя, см |
||||
Легкие, тощие, малоцементные бетоны, дренажные бетоны |
10 |
||||
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси Щебеночные смеси Гравийные смеси Шлаковая щебеночно-песчаная смесь |
15 15 15 15 |
||||
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими |
8 |
||||
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки |
8 |
||||
Щебеночные вяжущими: |
и |
гравийные |
материалы, не |
обработанные |
|
- на песчаном основании |
15 |
||||
- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) |
8 |
||||
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими |
10 |
||||
Песок |
20 |
||||
П р и м е ч а н и я
геосинтетические материалы (геосетки, тканые и нетканые геотекстили, геомембраны и т.п.). |
|||||
откуда давление на поверхности несущего основания
Т а б л и ц а 4 – Расчетные модули упругости покрытия из камней/плит мощения в зависимости от категории дороги и улицы
К пр |
0,63 |
0,84 |
0,87 |
0,90 |
0,94 |
1,0 |
1,05 |
Е 1 |
2790 |
2437 |
2290 |
2126 |
1920 |
1620 |
1350 |
Е 2 |
3160 |
2762 |
2600 |
2410 |
2180 |
1840 |
1534 |
Обозначения: К пр – коэффициент прочности для дорог и улиц (таблица 5); Е 1 – расчетный модуль упругости для камней/плит простой формы с плоскими гранями; Е 2 – то же, для камней/плит с горизонтальной связью. Средние значения модулей упругости по результатам испытаний: Е 1 = 3000 МПа; Е 2 = 3400 МПа. |
Т а б л и ц а 5 – Коэффициенты прочности для дорог и улиц
Категория дорог и улиц |
Кпр |
||
Улицы и дороги местного значения: |
|
||
- улицы в зонах жилой застройки; |
1,05 |
||
-улицы в общественно-деловых и торговых зонах; |
1,00 |
||
-улицы и дороги в производственных зонах; |
0,94 |
||
- пешеходные улицы и площади |
0,90 |
||
Дорожно-тропиночная сеть парков, ландшафтно-рекреационных территорий |
cадов |
и |
0,84 |
Временные и объездные дороги |
0,63 |
||
Подготовка земляного полотна и основания
Т а б л и ц а 7 – Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, в зависимости от массы катка и проходов по следу
Вид и состояние грунта |
Требу- емая |
Масса вибровальцового модуля или прицепного виброкатка, т |
Коли- чество |
||||
|
|
|
|
|
|||
|
степень уплот- нения |
3–4 |
5–6 |
7–8 |
9–11 |
12–14 |
про- ходов катка по следу |
Скальный крупнообломочный с несвязным заполнителем, валунно-галечный |
0,95 |
– |
55–65 |
75–85 |
95–120 |
130– 150 |
8–10 |
Моренный несвязный и малосвязный |
0,98 |
– |
30–35 |
40–45 |
50–55 |
60–70 |
8–10 |
Песок обычный, пылеватый, песчано-гравийная смесь |
0,98 |
20˗30 |
40 |
50 |
55–60 |
65–75 |
8–10 |
Песок одноразмерный влажностью: 4 % – 5 % 6 % – 7 % |
0,98 0,98 |
20 20–25 |
30 30–35 |
35 40–45 |
40 50 |
45 60 |
4–6 6–8 |
Супесь пылеватая оптимальной влажности* |
0,98 |
– |
20–25 |
25–30 |
30–40 |
40–45 |
8–10 |
Суглинок влажностью близкой к оптимальной* |
0,95 |
– |
20–25 |
25–35 |
30–35 |
40–45 |
10–12 |
* Для кулачковых катков. |
Для повышения производительности и качества работ по уплотнению рыхло отсыпанного слоя грунта, первые проходы следует производить легкими катками статического действия, пневмококками или вибрационными катками массой до 6 т с выключенной вибрацией. Окончательное уплотнение слоя грунта, доведение его до высокой плотности выполняют тяжелыми катками статического действия или вибрационными катками (таблица 7). На завершающем этапе – выполняют 1– 2 прохода статическим или пневмокатком для ликвидации разрушений верхней тонкой части уплотняемого слоя.
Т а б л и ц а 8 – Толщина слоя уплотняемого грунта
Разновидности грунта или конструктивный слой |
Толщина слоя уплотняемого грунта, приходящаяся на 1 т массы вибровальцового модуля, см |
Пески крупные, средние, ПГС |
9–10 |
Пески мелкие, в том числе и пылеватые |
6–7 |
Супеси легкие и средние |
4–5 |
Легкие суглинки |
2–3 |
Щебень с расклинцовкой (при максимальном диаметре камня Dmax 40 мм) |
10–12 |
Т а б л и ц а 9 – Параметры виброплит для посадки покрытия
Толщина камня/плиты, cм |
Масса, кг |
Центробежная сила, кН |
6 |
до 110 |
18–20 |
8–10 |
110–200 |
20–30 |
10 |
200–600 |
30–60 |
Т а б л и ц а 10 – Контролируемые параметры при устройстве покрытий из камней/плит
Требования |
Допустимые значения |
Расположения границ или осей мощения |
±20 мм |
Соответствие вертикальных отметок проектным |
±20 мм |
Бортовые камни:
|
±5 мм ±5 мм |
Ровность для различных типов конструкций |
Таблица 11 |
Разность высот:
|
±2 мм ±5 мм 3–10 мм 3–5 мм 3–5 мм |
Наклон (для плит) |
± 0,4 % |
Ширина шва:
|
3–5 мм 5–8 мм 3–5 мм 5–10 мм |
Толщина* подстилающего слоя в уплотненном состоянии:
|
30–50 мм 40–60 мм |
|
30–50 мм 40–60 мм |
Продольный уклон желобов |
> 0,5 % |
Плоскостность желобов |
˂ 5 мм/4 м** |
* С учетом запаса на вибропросадку камней/плит должна быть увеличена на 10–15 мм. ** Измерения выполняются с применением четырехметровой рейки. |
При сдаче тротуара в эксплуатацию швы должны быть заполнены на всю высоту. Камни/плиты должны занимать устойчивое положение в покрытии – не расшатываться.
Т а б л и ц а 11 – Контроль ровности дорожных покрытий из камней/плит мощения
Назначение покрытия |
Вид покрытия |
Уклон, % |
Максимальный просвет под рейкой, мм |
||
1 м |
2 м |
3 м |
|||
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно-тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий |
Камни/плиты |
≥ 2,0–2,5 |
≤ 4 |
≤ 6 |
≤ 10 |
Проезжие части улиц и дорог местного значения, проезды, площадки парковок и cтоянок автомобилей, временные и объездные дороги. Площадки и проезды, открытые складские площадки, внутриплощадочные дороги морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов. |
Камни/плиты |
≥2,5 |
≤ 4 |
≤ 6 |
≤ 10 |
Перроны аэродромов, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения и площадки хранения спецавтотехники |
|
|
|
|
|
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно-тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий. Проезжие части улиц и дорог местного значения, проезды, площадки парковок и cтоянок, временные и объездные дороги. Площадки и проезды, открытые складские площадки, внутриплощадочные дороги морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов. Перроны аэродромов, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения и площадки хранения спецавтотехники |
Водопроница- емые покрытия |
≥1 |
≤ 5 |
≤ 8 |
≤ 10 |
Комбинирован- ные покрытия |
≥1 |
≤ 15 |
≤ 17 |
≤ 20 |
Т а б л и ц а 12 – Периодичность осмотра и ремонта дорожных покрытий из камней/плит мощения
Периодичность осмотра |
Мероприятия |
Не менее одного раза в год |
Визуальный осмотр покрытия. Проверить: заполнение швов, примыкания к различным элементам (например, колодцам), состояние лицевой поверхности мощения, ровность, работоспособность ливневой системы |
Весна |
Ремонт: перемощение отдельных участков с заменой подстилающего слоя |
Осень |
Ремонт: перемощение отдельных участков с заменой подстилающего слоя |
Срок c момента начала эксплуатации |
Мероприятия |
1–3 месяца |
Проверка заполнения швов. Устранение возможных местных деформаций (просадок, cдвигов). Проверка функционирования ливневой системы. При появлении высолов (белых налетов), для улучшения внешнего вида покрытия, проведение поверхностной обработки соответствующими средствами – очистителями и гидрофобизаторами. Рекомендуется проведение предварительной обработки на тестовом участке покрытия. Соблюдение минимального скоростного режима и ограничения интенсивности движения (при мощении дорог) |
От 3-х месяцев до 1 года |
Удаление семян, cорной травы из швов (прометание, механическое удаление) |
1 год и более |
Один раз в месяц тщательная уборка покрытия щетками или мойка. При мойке покрытия рекомендуется направлять струю воды под малым углом к покрытию, чтобы снизить до минимума любой риск повреждения швов. После уборки покрытия или мойки следует убедиться, что материал заполнения швов не поврежден. При необходимости восстановление заполнения швов. Обработка швов гербицидом, при наличии нежелательного роста в швах сорняков, лишайников, мхов и т.д. Обработка швов мощения средствами от насекомых (при необходимости). Визуальный осмотр покрытия (не менее одного раза в год) и, при необходимости, его ремонт |
Т а б л и ц а Б.1
S |
До 0,5 включ. |
0,75 |
1 |
1,5 |
1,75 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
МА |
-0,0521 |
-0,0544 |
-0,0567 |
-0,0611 |
-0,0632 |
-0,0653 |
-0,0693 |
-0,0731 |
-0,0767 |
S |
4 |
4,5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
МА |
-0,0801 |
-0,0833 |
-0,0863 |
-0,0917 |
-0,0963 |
-0,1001 |
-0,1031 |
-0,1053 |